421 Бездорожье приведет к развалу России

Автор RSL, сентября 06, 2005, 10:48:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

RSL


Без развитой сети автомобильных дорог Российская Федерация в ее нынешнем составе может прекратить свое существование

В этом году в России будет построено и отремонтировано несколько сотен километров автодорог федерального значения. Об этом в понедельник на пресс-конференции «Федеральные трассы. Улучшение качества и повышение пропускной способности российских дорог. Проекты 2006 г.» сообщил глава Росавтодора Олег Белозеров. Всего же, по данным министра регионального развития РФ Владимира Яковлева, нашей стране не хватает 900 тыс. км автотрасс. Аналитики предрекают, что пока такой разрыв остается, Россия рискует лишиться отдаленных регионов, которые просто «отпадут» от нее.

Автотрассы федерального значения составляют порядка 5,2% от общей протяженности автодорог страны. При этом на них приходится практически половина всей транспортной нагрузки – грузооборота и пассажирооборота, в том числе почти 100% международных грузовых перевозок. Именно федеральные автомагистрали, по замыслу правительства, должны составить «костяк» международных транспортных коридоров. Однако в настоящее время эти дороги находятся в плачевном состоянии. По данным Министерства транспорта и связи, почти 60% федеральных автотрасс не соответствуют современным нормативно-техническим требованиям. Примерно треть нуждается в серьезной модернизации и реконструкции. Также треть федеральных трасс (13 тыс. км) работает в режиме перегрузки.

На реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» в 2005 г. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) дополнительно получит 24 млрд руб. из федерального бюджета. Об этом глава Росавтодора Олег Белозеров сообщил вчера на пресс-конференции «Федеральные трассы. Улучшение качества и повышение пропускной способности российских дорог. Проекты 2006 г.». Как признался чиновник, первоначально на финансирование данной подпрограммы в 2005 г. выделили 91 млрд руб. «Однако в первом квартале 2005 г. объем дополнительного финансирования составил 16 млрд руб.; кроме того, еще 24 млрд руб. будет направлено до конца 2005 года, из них 13 млрд руб. Росавтодор планирует получить до 15 сентября», – пояснил Олег Белозеров. Эти деньги планируется потратить на ремонт части автомагистралей федерального значения, расположенных в большинстве своем на территории европейской части страны. Так, в сентябре 2005 г. на трассе Москва – Санкт-Петербург предполагается ввести в эксплуатацию два отремонтированных участка дороги общей протяженностью 21 км, стоимость работ оценивается в 471 млн руб. Также в сентябре планируется завершить ремонт на одиннадцатикилометровом участке трассы Санкт-Петербург – Псков, на эти цели будет потрачено 112 млн руб. Кроме того, до конца текущего года планируется отремонтировать три участка автомагистрали Москва – Нижний Новгород общей протяженностью 22,5 км, на эти цели будет потрачено 618 млн руб. В планах Росавтодора также окончание капремонта двенадцати участков трассы М-5 «Урал» общей протяженностью 91 км.

В 2006 г. на реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги», по данным Олега Белозерова, из федерального бюджета планируется выделить 116,7 млрд руб. А общий объем финансирования этой подпрограммы в 2006-2010 гг., как считает глава Росавтодора, должен составить 4 трлн 717 млрд руб. Куда могут пойти эти средства, узнать нетрудно: на официальном сайте Росавтодора помещен список стратегически важных автотрасс, строительство которых необходимо вести ускоренными темпами. Это кольцевая автодорога вокруг Петербурга, Сочинский и Московский транспортные узлы, трасса Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону (она обеспечит безопасное движение автотранспорта в южном направлении с выходом на Ближний Восток), а также трасса Москва – Санкт-Петербург – госграница (она является частью международного транспортного коридора, обеспечивающего связь Центра России с регионами Поволжья и Урала).

Одним из самых дорогостоящих и крупных проектов Росавтодора является строительство автомагистрали Омск – Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Хабаровск – Владивосток (с подъездами к портам Ванино и Находка). Эта магистраль составляет значительную часть трансконтинентального транспортного коридора, благодаря которому возможен «круглогодичный проезд через всю страну от западных границ до Тихого океана, что обеспечивает защиту экономических и политических интересов Российской Федерации» (цитата с сайта Росавтодора). Как сказал RBC daily директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, создание подобного транспортного коридора – «единственный путь обеспечения единства основных частей России, в первую очередь это касается регионов Сибири и Дальнего Востока». По мнению аналитика, если в ближайшее время на востоке страны не появится еще 2-3 крупных магистрали, процессы дезинтеграции в этих регионах резко усилятся. «Думаю, на Дальнем Востоке должен быть построен комплекс транспортных артерий, в том числе качественный автобан. Только тогда будет обеспечен нормальный переток населения и грузов из западной части России в восточную и наоборот. Это очевидное требование для любой экономически развитой страны», – уверен Дмитрий Орлов.

В то же время в России уже несколько лет никак не могут приступить к реализации проекта строительства автотрассы, напрямую соединяющей Алтайский край с западными провинциями Китая. Заместитель полпреда президента в Сибирском федеральном округе Игорь Простяков отметил, что этот проект открывает новые возможности сотрудничества России и Китая. «Прямое сообщение в значительной степени расширит возможности бизнеса, снизит затраты на перевозку грузов, а также откроет перспективы для развития туризма между нашими регионами», – уверен он. В настоящее время грузы из России в Китай идут либо через Киргизию, либо через Монголию. Это, по данным заместителя генерального директора Ассоциации международных перевозчиков Петра Павлюка, в полтора раза увеличивает их стоимость. В то же время, по мнению разработчиков проекта, предполагаемая трасса не только позволит снизить затраты на грузоперевозки, но и может послужить фактором развития транспортных коммуникаций как Западной Сибири, так и Центральной России и Уральского федерального округа. То есть, по сути, станет «цементирующим раствором» между центральными и отдаленными регионами России.

С этим согласен и аналитик ОАО «РОЭЛ Консалтинг» Александр Марача, который считает, что «пространственная связь регионов страны напрямую зависит от транспортной инфраструктуры, в первую очередь автодорог». «Если федеральный центр не предложит Дальнему Востоку и Сибири перспективного плана развития как части плана целостного государства, то рано или поздно эти регионы начнут входить в проекты стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Китая. В конце концов это приведет к «отпадению» пограничных регионов от федерального центра, – пояснил RBC daily Александр Марача. – Если же федеральный центр четко обозначит приоритеты развития страны в рамках транспортного коридора Восток – Запад, если в Сибири и на Дальнем Востоке начнется развитие добычи полезных ископаемых, которые потом можно будет без хлопот доставить в европейскую часть страны, то произойдет интеграция отдаленных регионов в ее общеэкономическое пространство». Однако если судить по скорости, с которой ведется дорожное строительство в нашей стране, – несколько сотен километров в год, – то это еще не скоро произойдет. В настоящее время России, чтобы «привязать» к себе регионы, не хватает 900 тыс. километров

rambler.ru