330 Шварценеггер переходит на водородную тягу

Автор Малыш, июня 28, 2005, 14:26:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Малыш


Впервые топливные элементы, позволяющие получать электроэнергию из водорода или природного газа, а не из нефти, были использованы в космической программе Apollo в 60-е и 70-е годы прошлого века, но лишь сейчас наступает то время, когда их установят в обычных автомобилях и автобусах.
В следующем месяце на дороги Калифорнии выйдет первый американский автобус, работающий на топливных элементах. Губернатор штата Арнольд Шварценеггер ожидает, что постепенно Калифорния будет охвачена сетью водородных шоссе. В прошлом феврале ChevronTexaco открыла первую водородную станцию в Чино, Калифорния; она станет частью пятилетней программы Министерства энергетики по проверке энергетического потенциала водорода в реальных условиях. В программе также принимают участие Hyundai и UTC Power, подразделение американского промышленного конгломерата United Technologies.


Пионером в области водородных технологий стала Калифорния, но «зеленое» топливо пользуется поддержкой еще в 19 штатах. Все больше людей согласны, что транспорт должен измениться, если мы хотим предотвратить глобальное потепление. Помимо снижения уровня выбросов - машины на водороде вместо выхлопов выделяют струю водяного пара - ожидается, что сократится и уровень шума.


Использование топливных элементов в иных сферах, например при энергоснабжении школ и больниц, дает преимущество стабильной работы при любых обстоятельствах. Тем самым ликвидируется угроза регулярных перебоев в подаче электричества, парализующих большие территории США. Также исчезает риск опасных утечек, и, что особенно важно, появляется шанс снизить зависимость от нефти, импортируемой из политически нестабильных регионов земного шара.


Не стоит удивляться, что некоторые считают водород подобием Святого Грааля, который может прийти на смену нефти. Однако не стоит недооценивать всю сложность такой задачи, как использование потенциала топливных элементов.


Топливные элементы состоят из двух плоских электродов, обычно изготавливаемых из углерода с платиновым покрытием, а в качестве электролита используется полимерная мембрана. Водород подается на один из электродов, где, контактируя с катализатором, распадается на электроны и протоны. Протоны переносятся полимерной мембраной на другой электрод, где соединяются с кислородом воздуха и образуют воду. Электроны поступают во внешнюю цепь, создавая электрический ток, который можно использовать для решения таких задач, как, скажем, обеспечение работы двигателя.


Водородные топливные элементы уже доступны для коммерческого применения; созданы многие выставочные образцы техники. Одним из самых продвинутых является Hyundai Tuscon. По названию машина больше похожа на гольф-карт, но может развивать скорость до 145 км в час и обладает запасом хода примерно в 483 км - как обычный автомобиль, работающий на бензине. Корейский автопроизводитель объединил усилия с UTC Power для создания новой силовой установки на топливных элементах, способной работать при низких температурах, что раньше было одним из основных препятствий в распространении технологии на автомобили, поскольку вода одновременно является и сырьем, и побочным продуктом элементов. UTC также вступил в партнерство с такими автомобилестроителями, как Nissan и BMW.


Однако для достижения рентабельности элементы должны стать дешевле, но эффективнее. Топливные элементы должны вытеснить с рынка двигатели внутреннего сгорания, на постройку которых сейчас уходит $3 тыс. Tuscon, напротив, обходится между $500 тыс. и $1 млн, поскольку полностью изготавливается вручную.


Для обслуживания транспортных систем мира потребуются большие объемы водорода, а ведь еще нужно обеспечить электростанции.


В настоящий момент водород в основном производится из природного газа для нужд химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Требуется новое сырье, основанное на углероде, в процессе выработки будет выделяться углекислый газ, так что не будут соблюдаться нормативы по выбросам.


Водород также можно получить из воды, пропуская через нее электрический ток,- этот процесс называется электролизом. Здесь встает проблема, откуда брать электроэнергию.


Чтобы перевести все автомобили на водород в течение следующих 30 лет, потребуется удвоить нынешний объем выработки электроэнергии в Великобритании. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные New and Renewable Energy Centre (Блит, графство Нортумберленд). По некоторым оценкам, потребуется 100 новых атомных электростанций или 100 тыс. ветровых турбин.


По-видимому, проблему с получением водорода и приведением автомобилей в движение без различных ухищрений решить невозможно. По крайней мере, можно оснастить топливными элементами автобусы в тех районах, где велика степень загрязнения окружающей среды.


Несмотря на все трудности, президент UTC Power Ян ван Доккум (Jan van Dokkum) утверждает, что первые автомобили на топливных элементах должны стать хитами автосалонов между 2012 и 2015 годами. Компания прогнозирует, что автобусы на топливных элементах станут повседневной реальностью быстрее (возможно, даже к 2007 году), поскольку проще наладить их перезаправку, осуществляемую централизованно.


В начале года Великобритания переживала бум листинга акций компаний, занятых совершенствованием технологии топливных элементов или поиском новых сфер их применения. За последние полгода на бирже AIM зарегистрировались такие компании, как ITM Power, Ceres Power, Voller Energy и Questair. Все они надеются извлечь выгоду из возрождения интереса инвесторов к альтернативным источникам энергии, связанного с ростом цен на нефть. Впрочем, за последний месяц их акции не показали впечатляющих результатов. Компании, занимающиеся топливными элементами, неустойчивы. Мало кто из них смог добиться прибыльности, и вряд ли у многих получится сделать это в ближайшие годы.


ТРЭЙСИ БОУЛЗ (TRACEY BOLES), РИЧАРД ОРАНДЖ (RICHARD ORANGE), Деловая газета "Бизнес"
ервейший признак независимости - это отсутствие желания кому-нибудь гадить.
Не страшно, когда человек находится в нищете, страшно, когда нищета
находится в человеке.