Как стать гонщиком? Ответ Школы BMW

Автор Santer, июля 06, 2010, 16:43:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Santer

Признаться, очередное приглашение на презентацию нового курса школы водительского мастерства я принимал уже без блеска в глазах. Не секрет, что большинство программ сводится лишь к закреплению «правильных» базовых навыков и набора стандартных упражнений. А вот откровенно спортивных курсов предлагается не так и много. Но я ошибался! Оказалось, что BMW запустила в России проект, предназначенный именно для энтузиастов, которые в выходные пропадают на трек-днях и жить не могут без секундомера. А значит – едем на Ходынское поле!

Цель курса «Спортивный» Школы водительского мастерства BMW – научить уже более-менее опытного водителя правильно использовать потенциал машины на гоночном треке. А сложную роль преподавателя взвалил на себя наш знакомый – Дмитрий Соколов, с которым мы ездили в одном экипаже на февральской гонке Mazda MX-5 Open Race в итальянской Адрии, и не так давно выиграли 24-часовой марафон на Дмитровском полигоне.



Кроме того, за плечами Соколова не только призовые финиши на этапах Чемпионата России по ралли и гоночной серии VLN на Северной петле Нюрбургринга. Дима прошёл множество гоночных школ, включая Audi quattro, Driving Art и Zakspeed, по праву считающимися одними из лучших. И не спрятал свой собственный опыт, а смог разработать этот курс.

Главное отличие предлагаемого курса от большинства остальных – упор делается не на моторику и мышечную память, а на голову. «Мы, в первую очередь, учимся думать, а не только крутить руль и нажимать на педали», – говорит Дима перед тем, как распределить нас по школьным седанам BMW 325i. Анализ, понимание собственных действий и дальнейшая работа и отличает профессионального пилота от обычного водителя. Большое внимание отведено и психологии – пилот должен чётко выдерживать баланс между куражом и осторожностью.



Конечно, чтобы пройти весь курс, отведённых нам нескольких часов явно недостаточно. Суммарно он занимает шесть дней с плотным 8-часовым «рабочим» днём (по два дня на каждый из уровней программы). Базовый первый уровень включает в себя изучение динамики загрузки-разгрузки осей при движении, а также разгон-торможение и использование способностей автомобиля в повороте.

Второй уровень – более скоростной. Он включает в себя уже изучение различных типов поворотов и их комбинаций, разных приёмов торможения и принципов построения оптимальной траектории в связках. Третий уровень – вершина московской программы. Упор – на прохождение скоростных поворотов и осознанное использование преимуществ заднеприводных автомобилей.



А вот дальше – самое интересное. Если ученик успешно прошёл все три уровня курса «Спортивный», то он может продолжить обучение уже на Нюрбургринге. Первая часть немецкой программы включает в себя изучение трассы, а дальше – индивидуальная работа на треке.

Но вернёмся с небес на землю. Итак, мы стоим возле «наших» BMW 325i на ветреной Ходынке и должны вкратце ознакомиться с тремя уровнями курса «Спортивный».  Первый, казалось бы, ничего особенного не представляет. Но даже тут есть нюансы. Разметка – обычный квадрат, углы которого обозначены четырьмя конусами. Задача на первый взгляд простая – ездить вокруг них. Знай себе – крути руль, да жми на педали.



Однако через пару минут приходит понимание – надо правильно работать педалями. Стоит резко отпустить тормоз, и BMW тут же уезжает на метр наружу (разжимающаяся пружина подвески приподнимает «нос» и разгружает переднюю ось). Здесь даже лучше тормозить левой ногой, прижимая передок на входе. Благо, что все машины Школы водительского мастерства BMW (всего их девять, включая BMW X5 и 1-ю серию) оснащены автоматическими КПП.

Именно на чувство машины и понимание процессов и рассчитаны упражнения. Например, так называемые «яйца». Нужно ехать по кругу с постоянным углом поворота руля, постепенно наращивая скорость. Переборщил со скоростью – радиус движения увеличивается, сбросил – ввинтился внутрь. И всё это – не трогая руль. Несколько кругов в одном направлении, потом – в обратную сторону.



Пока ты не анализируешь собственные действия – никакого прогресса не будет. Конечно, если это потребуется, Соколов садится рядом, даёт короткие и дельные подсказки (у него отлично получается не только ездить, но и преподавать) и снова выходит. То есть никаких раций, никаких указаний в стиле: «Отлично едешь, продолжай в том же духе». Ученик должен сам понимать, где и почему он ошибается.

Это работает. Когда тебе не кричат в рацию, что ты молодец, больше внимания сосредоточено на процессе и непрерывном анализе. Здесь «морда» прыгнула, здесь неправильно затормозил, а тут – неверная траектория. Избавляясь от ошибок, улучшаешь результат.



Успели мы слегка «зацепить» и третий уровень. Вот это уже весело! Это не 60 км/ч между конусов – скорости существенно выше. Упражнения – «переставка», потом разгон и узкий затяжной поворот с коварно изменяющимся радиусом. Дальше – широкий слалом. Получается некий круг. Шины задорно свистят на «змейке», ABS стрекочет по педали при жёстком торможении перед поворотом. А «переставка» на хорошем ходу требует точных и быстрых действий рулём. «Сильно размахиваешь хвостом на слаломе», – резюмирует Дима после круга на пассажирском сиденье.

Конечно, не стоит ждать от Школы водительского мастерства BMW демпинга в программе, рассчитанной не на массовую аудиторию. Группа при обучении «Спортивному» курсу состоит всего из 4 человек, так как к каждому ученику Дима демонстрирует индивидуальный подход. Иначе никак – психика, навыки и способности у всех разные. Задача инструктора – вовремя выявить это и заполнить пробелы. Людей с низким уровнем в Школе не боятся – во-первых, на то она и школа, чтобы обучать. А, во-вторых, едва ли новички захотят по шесть часов в день напряжённо крутить «баранку» (два из восьми часов – это теория и обсуждение).



Первый, второй и третий уровни обойдутся, соответственно, в 38 305, 49 920 и 64 890 рублей. Сэкономить, приехав на своей машине, не получится (35 305, 46 400, 61 300 рублей) – да и нет смысла убивать собственные шины (именно поэтому на всех школьных машинах стоят простенькие 16-дюймовые покрышки – их можно без жалости утилизировать после каждого прохождения курса), тормоза и подвеску. По немецкой программе цен пока нет – курс «Спортивный» только появился в программе Школы BMW.

Кстати, лишь на Ходынке и Нюрбургринге (этакие две крайности) в Школе не зацикливаются. При определённом спросе занятия вполне могут проводиться и на стационарном автодроме в подмосковном Мячково, да и другие трассы не за горами – уже открылось Нижегородское Кольцо, а в следующем году обещают и Смоленский «ринг» достроить.



Естественно, из Школы BMW никто не выйдет с суперлицензией FIA, дающей право на участие в Формуле-1. Для этого надо долго и напряжённо работать, постоянно развиваясь. Но курс расширяет привычные границы стандартных школ. Достаточно просторная площадка позволяет разгоняться до высоких скоростей, с которых сложнее рассчитывать тормозной путь, а скоростные повороты невозможно проходить быстро без знаний траекторий и идеально нащупанного баланса машины. С Ходынки я уезжал с улыбкой. Приятно, что люди с «бензином в крови» отныне имеют ещё одну возможность (весьма редкую в нашей стране) получить и закрепить те навыки, которые им реально нужны.


//auto.mail.ru
Вадим Гагарин
Фото: Школа водительского мастерства BMW