43 Командировка по дорогам Америки

Автор Малыш, января 21, 2005, 13:43:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Малыш

В конце ушедшего года мне довелось побывать в командировке в США. Наряду с прочим ознакомился со знаменитыми американскими федеральными дорогами, которые словно стальным каркасом скрепили территорию страны. История их строительства, на мой взгляд, весьма поучительна – иные политики и чиновники высокого ранга и сегодня могут извлекать из нее уроки.


Оговоримся сразу: идеализировать американские дороги незачем. Там тоже хватает проблем. В частности – с пропускной способностью аэроузлов США. Пробки вокруг аэропортов неимоверные. Это знает практически каждый из 600 миллионов пассажиров, ежегодно прилетающих в США. Убедился в этом и я, приземлившись в Атланте. Чтобы выбраться из зоны притяжения аэропорта, нам понадобилось более часа. Но, оказавшись на трассе, об этих неурядицах быстро забываешь.


Главное впечатление – дороги широкие, чистые, оснащены разумными и только необходимыми знаками и таблицами. На трассе, обочинах – ни огрызков, ни пустых пакетов и банок. Окурки и то редко бросают на дорогу. Отчасти это объясняется суровыми порядками – вдоль обочины часто можно увидеть щиты с напоминанием: «Штраф за мусор – 1000 долларов».


Следует также заметить, что правила дорожного движения в Америке отличаются лаконичностью, логикой – здесь нет нагромождения и двойного толкования. Есть заповеди вроде «не обгони», «не поверни», «не превышай» – и им четко следуют. Разметка и знаки на дороге дают однозначное и понятное руководство к действию. Ограничений мало, вместо замысловатых знаков – четкие таблицы, указатели, схемы. Здесь нет понятия «главная» или «второстепенная» дорога – соответственно отсутствуют знаки и правила, касающиеся этих понятий. Противоречия, возникающие при переезде перекрестка без светофора, разрешаются просто. Каждый автомобиль, подъехавший к перекрестку, должен сделать полную остановку независимо от того, есть кто-то на перекрестке или нет. Далее, установив визуальный контакт, водители пересекают перекресток в порядке, в котором подъехали.


Здесь разрешается правый поворот на красный свет светофора, если это явно не запрещено информационной табличкой под светофором. Одним из золотых правил на дороге является правило «меняешь полосу движения, обернись в сторону новой полосы и посмотри, нет ли препятствия со стороны другого автомобиля». Инструкторы-экзаменаторы строго следят за исполнением этого правила. Нет поворота головы при смене полосы, при другом маневре – экзамен не сдан!


Более крупные городские дороги помимо полосной разметки имеют дублирующую разметку из пупырышек-светоотражателей. Их двусторонняя конструкция такова, что они отражают желтым цветом, если вы идете по направлению движения. И красным – если вы вышли на встречную полосу движения.


О качестве дорог. Например, зима в Калифорнии – это сезон проливных дождей. Тем не менее практически сразу после дождя дороги сухие. Все очень просто: вдоль любой дороги обязательно предусмотрен сточный бетонный желоб со стоками в канализацию. И еще. Многие калифорнийские дороги имеют своеобразный протектор из бороздок примерно 4х4 миллиметра. Это позволяет даже на внушительной скорости «держать дорогу», ведь водяная пленка между шиной и полотном не образуется, поскольку лишняя вода отводится бороздками в бетоне. Еще жестче требования к качеству дорожного покрытия в горных районах. Его надежность обеспечивает многослойный «пирог» с толщиной бетонного полотна до полуметра и сварным каркасом из мощных стальных прутьев посредине.


Что касается появляющихся колдобин и ухабов, то их тоже латают. Но все же не так, как у нас. Заменяют испорченный кусок обязательно в сухую, ясную погоду и на всю толщину полотна. Что примечательно: вырезают пораженные участки специальной пилой с алмазным диском – отбойные молотки ослабляют здоровые дорожные ткани вокруг.


А если вдруг что-то случилось в дороге? Откуда ждать помощи? Во-первых, система магистралей оснащена телефонами вдоль трассы, по которым можно вызвать техслужбу, медпомощь и т.п. Во-вторых, существуют буксировочно-технические службы, которые дежурят круглые сутки. В-третьих, можно сэкономить на подобном сервисе большие деньги, если вступить в Американскую автомобильную ассоциацию (ААА). Автомобилисту гарантировано, что в случае непредвиденных обстоятельств ему придется ждать помощи не больше часа. И это вне зависимости от того, какая на дворе погода и какое время суток, праздник или будний день.


Об ассоциации, полагаю, следует сказать особо. Эта организация располагает более чем 1000 региональных представительств в США и Канаде, имеет деловые связи с тысячами станций технического обслуживания. Каждое региональное представительство внимательно изучает свой район и следит за качеством дорог, их пропускной способностью, определяет среднюю напряженность движения, число бензоколонок, имеющих ремонтную базу, станций технического обслуживания. Ассоциация всегда предоставит экспресс-техпомощь на дороге, буксировку в ближайшую мастерскую, небольшую индивидуальную страховку здоровья (которая действует, даже если вы выехали на прогулку на велосипеде), открытие дверей вашего авто в случае, если вы забыли ключи в машине, а дверь намертво захлопнули. Если вы не член AAA, то все это и многое другое вы получите, заплатив на порядок больше по каждому пункту. Другие приятные моменты: членская карточка AAA дает право на скидку во многих гостиницах, мотелях, музеях, на шоу и аттракционах, на авиа- и железнодорожные билеты. В членство входит подписка на полезный журнал путешественника VIA. В сервис-центре AAA вам бесплатно выдадут качественные дорожные карты любой местности в США и каталог ресурсов AAA.


Ассоциация делает выборочные проверки документации СТО, но главный путь выявления злоупотреблений – жалоба члена ассоциации. Группа специалистов тщательно проверяет каждую претензию, и, если факт превышения стоимости услуг подтверждается, с владельцем станции немедленно разрывается контракт и сообщается о случившемся в управление автотранспорта, которое, скорее всего, лишит данную станцию лицензии.


В США издаются три специализированных справочника, составляемых независимыми организациями, в которых детально разработана система учета работ. На каждую операцию отводится определенное время. К примеру, если на замену тормозного диска требуется условно 45 минут, то независимо от причин, если на его замену ушло 2 часа, оплачено должно быть лишь 45 минут.


Благодаря ассоциации часть мостов и дорог в стране остаются бесплатными, несмотря на многочисленные попытки муниципальных властей ввести сбор.


Что ж, теперь пришло время спросить: откуда появились эти знаменитые теперь американские федеральные дороги?


Главным локомотивом строительства федеральных дорог стал президент генерал Дуайт Эйзенхауэр. В 1945 году он лично ознакомился с сетью автобанов, построенных Гитлером в Германии. Не заметить военной и экономической пользы качественных и разветвленных дорог может только слепой. И в июле 1954-го Эйзенхауэр огласил Великий проект. Разработчиками конкретной документации стали бывшие соратники Дуайта, отставные генералы. По их расчетам, за 13 лет необходимо было возвести 66 тысяч километров высокоскоростных дорог. Цена вопроса – 27 миллиардов долларов. Отставные генералы планировали магистральную сеть, держа в уме автомобильный поток, который ожидался лишь через двадцать лет. Федеральная сеть проектировалась таким образом, чтобы, не останавливаясь ни разу, всю страну можно было пересечь от края до края.


Единственное, в чем ошиблись генералы, так это в стоимости проекта. Он оказался значительно дороже. В 1973 году, когда строительство объявили законченным, подсчитали и затраты. Они составили без малого 130 миллиардов долларов.


А что оказалось в активе? Само строительство федеральных дорог сразу же сказалось на экономике страны. Были созданы сотни тысяч новых рабочих мест, возникли десятки тысяч станций обслуживания автомобилей, а рядом с ними – отели, магазины, АЗС, рестораны. Затем, с вводом сети дорог в строй, значительно снизились затраты на перевозку товаров по всей стране. Например, министерство транспорта США приводит такие данные: перевозка грузов по федеральным трассам обходится на 17 процентов дешевле, нежели по другим дорогам. Практически все товары, продающиеся в районах автотрасс, дешевле на 23 процента. Это усилило конкуренцию в розничной торговле и снизило цены. Вообще перемещение товаров по стране стало происходить невиданными темпами. Производитель получил возможность практически за сутки доставлять свою продукцию от одного побережья до другого, от канадской границы до южных штатов. В раздробленной прежде Америке сформировался крепкий, мобильный общенациональный рынок.


Теперь вполне обыденной и уместной стала покупка земли и строительство загородного дома в 150 километрах от города. В пустынных некогда районах как грибы повырастали гигантские центры развлечений и торговли – «диснейленды», аквапарки, гипермаркеты.


Таким образом, по данным американского минтранса, за счет повышения эффективности производства, снижения розничных цен, уменьшения аварийности федеральная дорожная сеть обеспечила Штатам более 2,1 триллиона долларов выгоды. Иными словами, федеральные дороги окупили реально затраченные 130 миллиардов более чем в 16 раз.


Вывод здесь, полагаю, вполне ясен. Америка твердо уяснила: дорога – дело государственное. Ее строительство не сулит быстрых и весомых барышей. Зато обеспечивает гораздо более важное – развитие общества в целом. Если до 1956 года страна делилась на несколько богатых центров и захолустье, то после окончания строительства Штаты превратились в процветающую страну. То, что затраты превысили смету в пять раз, сегодня мало кто помнит. Но все знают главное: экономическая мощь страны теперь базируется не на нескольких крупнейших мегаполисах, а на сотне процветающих городов. А это дорогого стоит.


Источник: Гудок
ервейший признак независимости - это отсутствие желания кому-нибудь гадить.
Не страшно, когда человек находится в нищете, страшно, когда нищета
находится в человеке.