Сердечный круг (90 лет BMW)

Автор колос, марта 14, 2006, 00:33:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

колос

90 лет назад, 7 марта 1916 года, две авиамоторные фирмы объединились в одну компанию, впоследствии покорившую мир под брэндом «Баварские моторы».

Любое чудо – а BMW все-таки феномен – располагает своими корнями. Германия – это Германия, Бавария – это Бавария. У баварцев есть собственный президент, родная правящая партия ХСС и, конечно, свой автомобиль. И авиатехнологии вместе с умением ездить красиво у баварцев явно в крови: их последний король Людвиг любил погонять по озеру на лодке, запряженной лебедями.

Что касается генетики самой BMW, то один из основателей «Баварских моторов» приходился изобретателю двигателя внутреннего сгорания Николасу Августу Отто не много ни мало родным сыном. В канун Первой мировой Отто-сын основал авиамоторную фирму, быстро разъевшуюся на военных заказах. В марте 1916 года Карл Рапп (Karl Rapp) и Густав Отто (Gustav Otto) объединили свои моторные фирмы в единую Bayerische Flugzeugwerke AG, а ещё через год зарегистрировали новое мюнхенское предприятие Bayerische Motoren Werke.

После поражения Германии BMW разорилось и перешло в руки новых хозяев.



Версальский мир, казалось, обрек «Баварские моторы» на неминуемую гибель, запретив немецким ястребам даже думать о небе.

Спасло освоение выпуска мотоциклов. Вскоре вмешалась и «рука Москвы»: баварские моторы без лишнего шума стали размещаться на советских аэропланах в рамках тайного советско-германского сотрудничества. В 20-х, поправив дела, BMW смогло приобрести фирму Dixi с заводом в Айзенахе, на котором строились английские Austin Seven, имевшие в кризисные 30-е большой успех. Именно в Айзенахе и разместился автомобильный штаб BMW.

Первый «истинный» BMW блеснул в 1932 году (к этому времени баварцы уже славились своими мотоциклами, с ходу побившими несколько рекордов). История этих серий известна: шестицилиндровый 303 с отменной управляемостью, 327 с его летящим стилем, 328 – настоящий триумфатор с активом из 200 спортивных побед, начиная с Нюрнбергского кольца 1936 года и не пропуская Мили Мильа и Ле-Мана; военно-полевой спорткар 321, полюбившийся сначала вермахту, а потом и тем, кто гнал его и в хвост и в гриву.



Моторное превосходство баварцев было поддержано модой рейха на быстрое и мощное.

Словно ради спортивных BMW Германия обрастала сетью автобанов, а конструкторские мозги получали финансовый допинг от армейцев. В итоге с легендарным люксовым седаном BMW 326 фирма раздвинула милую компанию из Mercedes, Opel и Horch. Было распродано 16 тыс. машин, что для новичка поразительный результат. Забавно, что тем временем и лётчики Страны Советов били на движках BMW и их копиях рекорд за рекордом: Сталин дал руки-крылья, баварцы – пламенный мотор. Если в начале 30-х BMW работало на имя, позже само имя работало на BMW – спортивная 328 одерживала победы и после войны, благо ее двигатели продолжали строить в Европе по лицензии вплоть до 60-х гг.

Последние легковые «баварцы» увидели свет в 1941 году, фирма сосредоточилась на авиамоторах и вскоре выдала первые серийные реактивные двигатели. В 1945 году в составе люфтваффе насчитывалось уже 2 тыс. реактивных самолетов, но рейх им было не спасти.

Война искромсала моторного монстра: союзники ввели для фирмы «запрет на профессию», завод в Айзенахе и ряд других остался в советской зоне оккупации. Пришлось снова начинать с мотоциклов. Пятидесятые мюнхенская фирма перебивалась, заняв мощности лицензионной BMW-600 – маленьким итальянским карапузом Isetta с дверцей водителя вместо капота (хорошо, что немцы могли себе позволить хотя бы его). И это тоже был BMW. Тем временем советская администрация наладила в Айзенахе выпуск кабриолетов под маркой EMW (Eisenach Motoren Werke), а к концу 50-х на заводе в ГДР построили купе Wartburg-Sportwagen, обликом явно претендовавшее на конкуренцию с баварцами и экспортировавшееся аж в 30 стран мира.
Но баварцы не забыли свое «я»: уже в 1955-м спортивная BMW 501 атаковала рынок Штатов и собрала все возможные восторги, а баварские мотоциклы стали теснить англичан на всех возможных гонках. Народные «бумеры» начала 60-х, как и Isetta, едва напоминали BMW, но разогнавшаяся экономика ФРГ уже готовила мюнхенским «бумерам» мощную базу для новых рывков.

У Mercedes на глазах вырос неизменный vis-a-vis, с которым штутгартцам до сих пор приходится сражаться от Калифорнии до Кавказа.

Ныне феноменальное BMW осталось одной из последних независимых европейских марок, орудующих в сегменте седанов-люкс и способных диктовать в нем моду. Возможно, секрет – в упоре на «сердце»: во всяком случае, баварский мотор оживил уже не один угасший брэнд. Наверное, секрет баварцев и в их традиции сочетания понтов с гибкостью, позволяющей чередовать малые формы с большими: авиамоторы с мопедами, реактивные двигатели с инвалидкой-изеттой, Rolls-Royce с Mini. Да и правительство земли Бавария никогда не давало фирму в обиду и вряд ли когда-нибудь даст: Германия – это Германия, Бавария – это Бавария.

Текст: Александр Андриевский. Фото: www.bmwworld.com.

BMW 3/15 (1931-1932)
http://www.gazeta.ru/files/560518/bmws1.jpg
BMW 3/20 (1932)
http://www.gazeta.ru/files/560518/bmws2.jpg
BMW 303 (1933)
http://www.gazeta.ru/files/560518/bmws3.jpg
BMW 327 (1937-1941)
http://www.gazeta.ru/files/560518/bmws4.jpg
BMW 507
http://www.gazeta.ru/files/560518/bmws5.jpg
BMW Isetta bubble car
http://www.gazeta.ru/files/560518/bmws6.jpg
Всё будет - Колосо!!!

Самолёты - не про нас, нам бы просто полный газ.
Быть как быстрые ветра - мчаться с ночи до утра! (с)