548 "Штрафная" осень

Автор Малыш, октября 27, 2005, 16:51:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Малыш


С наступлением осени в Госдуме уже становится традицией возвращаться к идее ужесточения наказаний за нарушения Правил дорожного движения. Причем законодательный порыв депутатов всякий раз оказывается почему-то с репрессивным уклоном. Так и в сентябре на рассмотрение в палату поступил целый пакет поправок к Кодексу РФ об административных правонарушениях, как две капли воды похожий на прошлогодний. Помимо арифметического увеличения штрафов, законодатели собираются обрушить на головы автовладельцев немало других карательных мер. Но есть основания полагать, что их постигнет судьба прошлогодних поправок — со временем о них просто забудут.

Вероятно, по окончании сезона отпусков нашим законодателям особенно невтерпеж стоять в московских многокилометровых пробках. Вот и вспоминают они о предложениях, прозвучавших в зале заседаний еще год назад — о том, как навести порядок на улицах российских городов, как заставить водителей правильно парковать автомобили и соблюдать скоростной режим. И, как правило, депутатская мысль дальше самого простого решения — увеличить штрафы — не идет. Хотя есть еще идея, также не новая, возвратить инспекторам право забирать у нарушителя водительское удостоверение до оплаты им штрафной квитанции. А то ведь собираемость штрафов упала до неприличного уровня — за три года на 58%! Иными словами, этой осенью авторы законопроекта, предусматривающего изменения почти всех статей 12-й (автомобильной) главы Кодекса, предлагают нам вернуться к КоАП редакции трехлетней давности.

Сергей Шувалов, член Совета Федерации, автор этого законодательного предложения, настаивает на том, что после внесения изменений в КоАП в 2002 году по России резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий. В этом нельзя не согласиться с сенатором. Показатели аварийности и смертности в результате ДТП у нас самые высокие в Европе. При расчете числа погибших в авариях на 100 тысяч населения Россия попадает в «африканскую группу», «обогнав» европейские страны по смертям в три-пять раз! Плюс к тому в прошлом году из-за аварий на дорогах Россия потеряла 369 млрд рублей, или около 2,2% от объема ВВП. И этот ущерб растет с каждым годом. «За 2004 год он вырос на 14,7% по сравнению с предыдущим годом», — подтверждает руководитель Федерального агентства по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько.

Сухая статистика учитывает лишь материальный ущерб, и не берет в расчет моральные потери, ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Подсчитано, что расходы на лечение, реабилитацию и выплаты по инвалидности пострадавшим составляют еще от одного до двух процентов ВВП. Но все же самое страшное заключается в том, что высокая аварийность влечет за собой высокую смертность. По данным ГИБДД, в 2004 году на дорогах России произошло 208 000 ДТП, в результате которых 34,5 тысячи человек погибли, а свыше 251 тысячи получили ранения. В то время как по всей Европе на дорогах погибает не более 40 тысяч человек в год, при том, что количество машин и плотность автомобильного парка там в 2,5 раза выше, чем у нас.


В чем причины
Какие бы выводы сделал на основе этих фактов любой здравомыслящий человек? Что, во-первых, на дорогах слишком много машин, не отвечающих современным требованиям по пассивной и активной безопасности. У нас до сих пор выпускаются и продаются новые автомобили без АБС, без подушек безопасности, не способные выдержать краш-тесты по европейской системе EuroNCAP. Это означает, например, что в таких машинах при аварии просто трудно выжить. Во-вторых, у нас плохие, узкие и, как правило, скверно освещенные дороги. В-третьих, отвратительная организация дорожного движения, отсутствие на проезжей части порядка — единого для всех, без исключения, хочу это подчеркнуть. Наконец, в-четвертых, мы видим неспособность этот порядок навести. Выводов можно сделать еще множество, но неспециалисту и в голову не придет, что во всех этих бедах виноват исключительно человек за рулем. «Профессионалы» рассуждают по-другому.

В Минтрансе, например, убеждены, что главные виновники высокой аварийности — незаконопослушные водители. Из-за нарушений ими Правил дорожного движения происходит до 80% всех аварий. Автор последних поправок в КоАП, в свою очередь, считает, что «основной причиной высокого уровня аварийности, резкого снижения дисциплины участников дорожного движения и агрессивного поведения водителей на дорогах явилось отсутствие в Кодексе нормы обеспечения делопроизводства в виде изъятия водительского удостоверения до исполнения решения по делу». Проще говоря, у водителей не осталось причин соблюдать ПДД и платить штрафы, потому что гаишники перестали отбирать «права» до их уплаты. Поэтому и предлагается вернуть им это право, возродить бальную систему наказаний, ввести статью, предусматривающую наказание злостных нарушителей. То есть вернуться к тем непопулярным мерам понуждения водителей, которые достались нам от советских времен, и от которых мы насилу избавились. Основным же средством, призванным как-то обуздать наших незаконопослушных автовладельцев, станет резкое усиление репрессивных мер за наиболее распространенные правонарушения на дорогах.

Прежде чем перейти к штрафам, должен заметить, что водителей возмущают не столько их размеры, сколько «бальная система» (проколы в талонах) и посягательство инспекторов на водительское удостоверение или госномера.

Согласно законопроекту Шувалова, штрафы за нарушение установленного скоростного режима должны вырасти в 2-5 раз. Сегодня штраф за превышение скорости на 10-20 км/ч составляет 50 рублей, которые водители предпочитают всучить инспектору, лишь бы не связываться с составлением протокола. В проекте нового Кодекса предполагается увеличить его до 100 рублей. За превышение скорости на 20-40 км/ч штраф изменится со 100 рублей до 100-300 рублей, на 40-60 км/ч — со 100-300 до 300-1000 рублей, а превышение более чем на 60 км будет караться штрафом 20-25 МРОТ (2000-2500 рублей) или лишением прав на срок от полугода до года. Символический штраф 100 рублей за проезд на «красный» увеличат до 500-1000 рублей, и даже начнут лишать за это прав на срок от одного до трех месяцев. Попытка проскочить перед поездом через закрытый железнодорожный переезд обойдется в 2000-2500 рублей вместо 500. Штраф за выезд на полосу встречного движения также будет стоить 2000-2500 рублей или лишения прав на срок от полугода до года. Кроме этих поправок в законе предусмотрено повышение штрафов за езду с непристегнутыми ремнями безопасности (с 50 рублей до 100), за невыполнение требований разметки и знаков (с 50 рублей до 300) и ужесточение наказания пешеходов или пассажиров, нарушающих правила (с 50 до 300-500 рублей). Вождение автомобиля в нетрезвом состоянии повлечет за собой штраф в размере 2500 рублей или лишение прав на срок до двух лет.

В отличие от прошлогодних поправок, предлагающих передать местным властям право определять размер штрафа за нарушение правил парковки, в новом законопроекте устанавливается его фиксированная ставка — в размере от 100 до 500 рублей, в зависимости от тяжести проступка. И на том спасибо. Однако двумя строчками ниже заложена настоящая мина замедленного действия. В ныне действующем КоАП особым примечанием прописан запрет на блокировку колес, изъятие номерных знаков и эвакуацию автомобиля за неправильную парковку. А г-н Шувалов предлагает снять запрет на эвакуацию, чем оказывает большую услугу мэрам крупных городов, считающих эвакуаторы одним из эффективных средств борьбы с заторами на городских улицах.

Мы перечислили предложения по увеличению штрафов лишь за самые «популярные» правонарушения. Все упомянуть в рамках ограниченного объема одной публикации вряд ли возможно. Ясно одно: законодатели предлагают увеличить материальную ответственность водителей практически по всему спектру нарушений ПДД, видимо, имея в виду возросший со времени последней редакции Кодекса уровень благосостояния населения.


Как заставить уважать закон
Большинство экспертов склоняются к мысли, что дополнительные санкции приведут лишь к росту коррупции и чиновничьего произвола на дорогах. Да и права изымать необязательно, чтобы заставить водителя заплатить 50-рублевый штраф. У ГИБДД достаточно стимулов в отношении водителей и в рамках действующего правового поля. К тому же всем ясно, что одними репрессивными мерами порядок на дорогах не навести. «Я поддерживаю увеличение штрафных санкций для нарушителей ПДД, — заявил «АИ» Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. — Задача КоАП как раз в том и состоит, чтобы предупреждать правонарушения, а штрафом в 50-100 рублей наших водителей уважать закон не заставишь. Однако простое ужесточение наказаний, без изменения системы взимания штрафов, приведет лишь к большей коррумпированности и без того насквозь коррумпированной системы автоинспекции». Нужно полностью убирать инспекторов с дороги и заменять их техническими средствами контроля движения и фиксации нарушений, как это сделано во многих европейских странах. Необходимо исключать человеческий фактор при определении виновности участника дорожного движения, ведь видеокамеру не обманешь. Только при комплексном применении этих мер увеличение штрафов будет эффективным, считает эксперт.

Надо сказать, точно такие же предложения содержались в прошлогодней записке депутата Госдумы Владимира Мединского. По-житейски можно только порадоваться, что уже три года предложения об ужесточении наказаний, увеличении штрафов за нарушение ПДД и расширении прав инспекторов ГИБДД не доходят до стола президента. Однако вместе в репрессивными мерами забыли и про конструктивную часть прошлогодних предложений депутата. Он предлагал кардинально изменить всю систему фиксации нарушений и взимания штрафов с нарушителей: чтобы привлечь нарушителя к ответственности, достаточно было бы показаний электронной камеры наблюдения. В этом случае пропадает необходимость составления инспектором протокола, личного присутствия при этом водителя. А извещения о штрафах водители получали бы по почте. Год назад эти предложения раскритиковали все — и правозащитники, и юристы. Система взимания штрафов не была проработана в правовом отношении. Нарушался один из базовых принципов КоАП — презумпция невиновности. Авторы же нынешнего законопроекта от этой проблемы просто отмахнулись. «В настоящее время в подавляющем большинстве случаев при фиксации административного проступка с помощью специальных технических средств или средств фото- и видеозаписи установить и привлечь нарушителя Правил дорожного движения к ответственности не представляется возможным», — говорится в пояснительной записке к нему.

Тем не менее, по признанию депутата Госдумы Виктора Похмелкина, лидера «Движения автомобилистов России», «за подобными предложениями перспектива есть, просто они еще не вписываются в существующую правовую материю, которую и надо перерабатывать». Он в свою очередь предлагал иную схему отношений инспекторов и водителей. «Если заплатить штраф государству будет так же просто, как дать взятку гаишнику, водители предпочтут платить честно, — говорит депутат. — Нужно обязать инспекторов выдавать уже заполненные штрафные квитанции, такие же, как для оплаты коммунальных услуг. Чтобы водителю оставалось лишь расписаться в ней и заехать в течение месяца в сберкассу или на почту». Нынешняя же процедура взимания штрафов невыносимо сложна: получив на руки протокол о нарушении, водитель отправляется в отделение Сбербанка (и только Сбербанка с его ужасным сервисом и очередями!), где он должен найти нужные банковские реквизиты, а после оплаты заехать в отделение ГАИ и отдать квиток об уплате. Ничего удивительного, что многие проштрафившиеся просто игнорируют этот процесс. До сих пор единственным стимулом для водителя заплатить штраф остается отказ гаишников проводить очередной техосмотр автомобиля.


За все заплатят страховщики
Однако нежелание платить штрафы это важная проблема, но не главная. Беда в том, что в России до сих пор не создана система экономического стимулирования водителей к безаварийной езде. Во всем мире безопасностью на дорогах наравне с государством озабочены страховые компании. Именно они больше всего должны быть заинтересованы в том, чтобы ДТП стало меньше, и смертность на дорогах снижалась. Например, Финский фонд страховщиков проводит расследования каждого случая дорожного травматизма со смертельным исходом в стране и предоставляет соответствующие данные правительству и другим органам, которых касается дорожная безопасность. Страховой институт дорожной безопасности в США предоставляет данные о характеристиках новых автомобилей при испытании на удар, и по другим вопросам дорожной безопасности правительственным учреждениям и независимым научно-исследовательским институтам.

«В России страховщики никогда в системе дорожной безопасности не участвовали, — считает Александр Коваль, президент Всероссийского союза страховщиков. — Хотя после принятия Закона «Об ОСАГО» рыночный механизм создан, действуют экономические стимулы. У страховщиков наличествует прямая заинтересованность в снижении числа ДТП и уменьшении количества смертей, травм, увечий. Ведь чем их меньше, тем ниже страховые выплаты». Стимулировать водителей к безаварийной езде должна, к примеру, система «бонус-малус». Отъездил без аварий год — получи скидку со страхового тарифа, нарушал ПДД — получай повышенный коэффициент к тарифу и плати больше. Однако в России после двух с половиной лет действия обязательного страхования ответственности автовладельцев эта система так и не заработала. Отсутствует ее краеугольный камень — единая база данных на всех автовладельцев, которую только сейчас начинают создавать ГИБДД совместно с Российским союзом автостраховщиков (РСА).

По словам Андрея Кигима, главы РСА, опыт других стран показывает, что без внедрения автоматизированной системы фиксации нарушений и взимания штрафов не обойтись. И снова мы возвращаемся к тем предложениям, что уже неоднократно звучали в той или иной форме в Думе, но неизменно «забывались» — к установке видеокамер, фиксирующих нарушение правил движения и парковки, к автоматической выписке штрафов через единый электронный центр и автоматизации всей цепочки — от момента фиксации нарушения до уплаты штрафа, включая судебный процесс. В создании такой системы заинтересованы и сами страховщики, ведь фиксация ДТП системами слежения позволит более точно определять конкретного виновника аварии для выставления ему регрессного иска. Кроме этого, не придется искать виновников, скрывшихся с места аварии — все зафиксирует камера.

Чтобы система заработала на российских просторах в полном объеме, потребуются годы работы и десятки миллиардов рублей. В той же Франции, по размерам далеко уступающей нашей стране, потребовалось около 10 лет, чтобы внедрить ее. Однако за год работа в этом направлении не сдвинулась ни на шаг. Причин тому — не счесть. Это и существующая в нашей стране сложная и запутанная законодательная процедура, и перманентное отсутствие денег на внедрение технических средств контроля на российских дорогах, и правовые коллизии со смежными областями права, да и просто нежелание нашей дорожной инспекции терять такую статью дохода, как взимание дани с водителей. Так что, видно, будем ездить — как ездили, и жить — как жили...


Автор: Михаил Белов
Источник: "Автоизвестия"
ервейший признак независимости - это отсутствие желания кому-нибудь гадить.
Не страшно, когда человек находится в нищете, страшно, когда нищета
находится в человеке.