518 Автолюбители возьмут в долг

Автор RSL, октября 18, 2005, 14:54:25

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

RSL

Приобретение автомобиля по схеме «вся сумма сразу» становится все менее популярным. По оптимистичным прогнозам, через несколько лет не в кредит в нашей стране будет покупаться менее половины автомобилей

В нынешнем году объем российского рынка автокредитов может вырасти до 5-6 млрд долл. Такой прогноз сделали аналитики ladaonline.ru. Это означает, что в кредит может быть продано 25-28% машин (емкость российского автомобильного рынка – 20-21 млрд долл.). Данный показатель значительно превышает прошлогодний уровень (15-20% продаж в кредит). Основная причина все большей востребованности рассрочки в том, что услуга явно находит спрос среди покупателей, а дилеры и банки стараются адекватно реагировать на него, делая покупку автомобилей в кредит более доступной. Участники автомобильного рынка сходятся во мнении, что число покупок автомобилей в кредит будет только расти. Однако в прогнозах о том, сколько именно машин будет продаваться в рассрочку в процентном отношении к 2010 г., прогнозы экспертов несколько разнятся. Пессимистичная оценка заключается в том, что продажи машин в кредит уже близки к своему «психологическому» пределу и существенно в процентном отношении не вырастут. Оптимистичная оценка – это реализация в кредит 50-60% автомобилей.

В 2004 г. в кредит в России было продано 15-20% машин, а объем рынка автокредитования в нашей стране составил примерно в 3,5-4,5 млрд долл

Нынешний прогноз – продажи 25-28% автомобилей (более смелые оценки – более 30%). Эти цифры – следствие того, что условия кредитных программ с каждым годом становятся все более привлекательными, не самые богатые слои населения получают все больше возможностей приобрести машину в рассрочку. С другой стороны, из-за роста уровня жизни автокредит все чаще становится инструментом покупки не автомобиля в принципе, а именно дорогого автомобиля.

При продажах по кредитным схемам четвертой части всех реализуемых автомобилей объем рынка автокредитования в этом году может составить 5-6 млрд долл. «В процентном отношении доля «кредитных авто» сегодня составляет около 40% при среднем взносе около 30% от стоимости машины. Объем рынка в настоящий момент представляется нам на уровне 5,6 млрд долл. Однако учитывая средневзвешенную динамику роста количества кредитных автомобилей к общему количеству проданных автомобилей за последний год и уповая на сохранение благоприятной макроэкономической ситуации, можно прогнозировать повышение объема до 6-7 млрд долл. в будущем году», – комментирует RBC daily ситуацию PR-менеджер компании «Инком-Авто» Карина Давтян.

По другим оценкам, объема в 5-6 млрд долл. рынок автокредитов достигнет только в 2006 г. «Можно рассуждать следующим образом: сейчас в кредит продается около 30% новых автомобилей (появились кредиты на подержанные авто, но там доля продаж гораздо ниже). Средняя сумма, которую берут в кредит, составляет около 70% от стоимости автомобиля. Соответственно, берем 30% от 20 млрд долл., что составляет 6 млрд долл., и считаем 70% от этой суммы, в результате получается 4,2 млрд долл. Иными словами, для того чтобы достичь емкости рынка автокредитования в 5-6 млрд долл., нужно, чтобы возросла доля кредитных продаж (или увеличился размер кредита по отношению ко всей сумме выплачиваемой за автомобиль). Такая тенденция существует, но произойдет это скорее в 2006 г.», – сказал RBC daily представитель группы компаний «Автомир» Александр Брук.

Как бы то ни было, объем рынка автокредитов в ближайшие годы будет расти. Насколько динамично – это опять же пока предмет дискуссии. «Что касается наших дилеров, то процент автомобилей, покупаемых по кредитным схемам, весьма неодинаков (в различных регионах). Если брать средние показатели, то это порядка 30%. Думаю, что у дилеров иномарок процент несколько выше – где-то 40-45%, – отмечает в беседе с RBC daily заместитель генерального директора по информационному обеспечению Международной ассоциации дилеров ОАО «АвтоВАЗ» Дмитрий Лавренев. – Покупка в кредит для россиян стала уже обычным делом, поэтому взрывного роста (как и резкого падения) числа покупателей по этой схеме не должно быть. Думаю, что их количество будет равномерно увеличиваться с ростом автомобильного рынка, сохраняя свою процентную долю».

Впрочем, есть и более оптимистичная оценка

Согласно ей, спрос на автокредиты будет расти более бурными темпами, в результате чего потребительское кредитование должно охватить до 50% автомобильного рынка новых российских автомобилей и до 70% новых автомобилей иностранных марок. То есть в среднем получится 60% машин, продаваемых в кредит. Подобной точки зрения, в частности, придерживаются в Министерстве промышленности и энергетики РФ. Например, в материалах, подготовленных министерством в преддверии заседания правительства РФ по вопросам реализации «Концепции развития автопрома в среднесрочной перспективе» (прошло 19 мая 2005 г.), говорится, что ориентир Минпромэнерго на 2010 г. – это продажи в кредит «минимум 50% автомобилей».

Впрочем, в российском представительстве Mazda прогнозируют, что цифры будут все-таки чуть скромнее. «В зависимости от модели, региона и дилера сейчас продается в кредит от 20% до 50% автомобилей Mazda. По Москве в среднем 30%-35%. Я верю, что можно довести продажи в кредит иномарок до европейских 70%. Однако думаю, что высокой доле будут препятствовать два фактора, – комментирует RBC daily ситуацию директор по маркетингу представительства Mazda Андрей Глазков. – Во-первых, у банков к 2010 г. накопится достаточно компромата на недобросовестных заемщиков. Особенно это касается отечественных автомашин. Во-вторых, психология накопления денег в кубышке при отсутствии официальных заработков может играть роль еще долго. На мой взгляд, средняя доля продаж машин в кредит будет ниже 60% и для отечественных автомобилей не превысит 30-40%». Таким образом, 50%-ный показатель продаж в кредит к 2010 г., по мнению Андрея Глазкова, более реален.


РБК