История CS и CSL моделей BMW: от E9 до современных F82
Ни для кого не будет откровением, что BMW за всю свою историю существования уже имеет традиции по постройке эксклюзивных и ограниченных тиражем версий существующих моделей.
Наличие у вас в гараже хотя бы одной из таких, подчеркивает ваш статус.
И несомненно самые популярные из эксклюзивных, если можно так сказать, это BMW CS и BMW CSL.
CS - это Clubsport
Но что же на самом деле обозначают абривеатуры CS и CSL?
CS - частично указывает что модель относится к Club Sport или Clubsport. И вопреки всеобщему заблуждению CS никогда не обозначало Coupe Sport или Competition Sport, хотя эта кличка и вернулась в обиход БМВ в 2016 для 60 М4 специальной серии для Испанского рынка.
В тоже время CSL это существенно улучшенная CS модель, и это обозначение можно расшифровать как Coupé Sport Leichtbau (Суперлегкое Спортивное Купе). На самом деле обе абривеатуры пришли к нам из далеких 70-х годов прошлого века, когда БМВ запустили в серию BMW 3.0 CS и BMW 3.0 CSL - купе мечты фанатов БМВ поколения Е9.
BMW CSL - что же это значит на самом деле
BMW 3.0 CSL - это самая успешная машина в классе туринг того времени. Это супер легкое купе было доступно как в варианте для дорог общего пользования, так и в чисто гоночном издании. В этих автомобилях, БМВ использовали много инновационных технологий. Например: 3.0 CSL была первой машиной с использованием 6-ти цилиндрового двигателя где приходилось по 4-ре клапана на цилиндр. А перед тем как уже стандартно начиная с 7-й серии в кузове E23 блокировка заднего дифференциала стала использоваться именно на BMW E9 3.0 CSL.В своей самой мощной версии 3.0 CSL достигла немыслимых для того времени 800 лошадиных сил.
Но помимо всего прочего CSL означает что в данном автомобиле используются и технологии по снижению веса. Например в Е9 купе имела ряд кузовных панелей выполненных из легкого алюминия. Части коробки передач были сделаны из магния. Все вместе это дало снижение веса купе до 1092 кг в спортивной версии.
BMW CSi
Дальнейшее расширение литеры CS привело к появлению CSi версий. В начале это обозначало что модель E9 3.0 CS имела на борту систему инжектора Bosch D-Jetronic, а как мы знаем из этой статьи, в те времена приставка i добавлялась в абривеатуру моделей у которых двигатель имел систему непосредственного впрыска управляемой электроникой. BMW E9 3.0 CSi отличалась от CS версии не только мощностью, кстати она выдавала на 20 лошадок больше чем 180-ти сильная 3.0 CS. Двигатель имел степень сжатия выше чем у CS и отсечка по оборотам была сдвинута с 5500 до 6000.В будущем приставка CSi использовалась в не менее редких E24 635CSi и M635CSi моделях, а так же и в E31 850CSi.
BMW E46 M3 CSL
После триумфальной Е9 1975 года, модель CSL вернулось в жизнь БМВ в виде не менее ценной BMW E46 M3 CSL в 2003 году. В начале недооцененная, теперь BMW E46 CSL является истинным украшением любой коллекции фаната БМВ. Чем же отличалась E46 M3 CSL от обычной M3? Кузов был существенно облегчен, впервые крышу купе выполнили из композитного материала - карбона. Из него же были выполнены дверные панели и центральная консоль. Все лишнее было выкинуто из эмки в угоду весу.
Но помимо всего прочего изменения каснулись и двигателя, со стандартных 354 сил мощность была повышена до 360 сил, что при объеме 3.2 литра казалось чем то космическим. Всего было выпущено 1383 экземпляра M3 CSL в кузове E46, что в итоге сделало ее весьма ценной и редкой моделью БМВ.
Начиная с 2003 года больше никто не удостоился чести носить название CSL, пока в 2015 году на выставках Concorso d’Eleganza Villa d’Este и Pebble Beach Concours d’Elegance, немцы не презентовали концепты BMW 3.0 CSL Hommage и BMW 3.0 CSL Hommage R, которые показали фанатам по всему миру как в БМВ видят новый виток истории супер легких купе. Ну и возвращаясь в наши дни, в 2018 году БМВ анонсировала, а в 2019 выпустила BMW M2 CS и CSL, которые несомненно станут достойными наследниками своих именитых прародителей.
Новые автомобили BMW CS
Не может не радовать что в БМВ вернулись к истокам и стали выпускать CS модели и в наши дни. Семейство новых BMW M4 CS и M3 CS, которые воплотили всю мощь технологий от БМВ, дополнилось и недавно вышедшей BMW M2 CS. Все они помимо мощности получили ряд существенных улучшений относительно базовых моделей. Что вкупе с облегчением ставит в один ряд с моделями из прошлого, которые уже стали легендами.