Школа BMW Driving Experience
«Трёшка» BMW, большая площадка и конусы, конусы, конусы. Дежавю! Два года назад я уже проходил курс «Спортивный» в Школе водительского мастерства BMW, и вот я снова кручу «баранку», пытаясь не выпасть из кресла. А поводом послужило решение немцев, которые устроили «перезагрузку» своей программы обучения. Отныне российское отделение BMW Driving Experience работает под крылом подразделения M GmbH, а заодно и сменило место дислокации. Зачем были нужны такие перемены?
За ответом на этот вопрос мы отправились в подмосковные Сорочаны, где теперь и базируется Центр водительского мастерства BMW. Встречает нас симпатичный павильон с двумя классами, кафе и шоу-румом на четыре автомобиля, а вдоль него припаркованы линейки BMW и… Mini. Да-да, теперь здесь обучают и вождению переднеприводных машин! Кроме того, предусмотрена программа и для владельцев мотоциклов BMW. А сама площадка хорошо известна посетителям этого горнолыжного курорта – в зимнее время она является парковкой.
Центр водительского мастерства BMW Driving Experience предлагает программы на любой вкус. В контраварийную подготовку входят курсы «Базовый» (12 000 рублей), «Основной» (17 000 рублей), «Скоростной» (23 000 рублей) и «Интенсивный» (это два предыдущих подряд за 34 000 рублей). Далее – «Спортивный» (34 тысячи) и «Мастер» (2500 евро за 2 дня на Нюрбургринге за рулём BMW M3). Особняком стоит «Дрифт» за 16 тысяч рублей. Также желающие могут поднять навыки управления автомобилями BMW X1, X3 и X6 на бездорожье. Кроме того, есть курсы для мотоциклистов. И вовсе не обязательно быть клиентом BMW, пройти здесь обучение может любой оплативший его человек. Плюс зимние программы обучения – тогда в распоряжении Центра остаётся половина парковки
Полигон занимает 80 тысяч квадратных метров (400х200 м), что заметно меньше, нежели на Ходынке. Но бывший аэродром вот-вот начнут застраивать, поэтому в BMW вовремя озаботились поиском нового плацдарма. Хорошая площадка – ровная, почти лишённая каких-либо волн покрытия. Да и вмещает она одновременно две группы по 12 человек. Но сюда мы приехали не только ради того, чтобы поглазеть на результаты переезда BMW Driving Experience, нас пригласили пройти восьмичасовой курс «Основной», полтора часа которого уделено теории.
Алексей Маслов – весьма харизматичный тренер, поэтому лекция на полтора часа пролетела незаметно. К слову, он является мастером спорта и обладателем Кубка России по ралли. Впрочем, все инструкторы в Центре водительского мастерства BMW Driving Experience имеют разряды не ниже
Не многовато ли? Нет! Во всяком случае, Алексей Маслов, шеф-инструктор российского отделения BMW Driving Experience, сделал эти 90 минут достаточно увлекательными, чтобы никто не клевал носом, как студенты на утренних лекциях. И теоретическая часть не ограничивается правильной посадкой за рулём, техникой руления и описанием различных траекторий и баланса машины. Отдельное внимание уделено электронным системам, которыми оснащаются машины BMW и Mini. Например, Алексей рассказывает, как изменяется работа двигателя, трансмиссии, «стабилизации» DSC и рулевого управления при использовании переключателя режимов (от Eco Pro до Sport) на центральном тоннеле.
После теории нас разбили на две подгруппы. Одну забрал себе Маслов, вторую – Александр Лукьянюк (на фото), который сейчас успешно гоняется в Чемпионате Эстонии по ралли и не так давно выиграл Ралли Таллин (в Прибалтике, к слову, конкуренция очень серьёзная)
Услышали мы и важную оговорку относительно системы DSC. Для этого Маслов нарисовал нам пару формул из школьного курса физики. Очень наглядно. Если центробежная сила (которая зависит от массы, квадрата скорости и радиуса поворота) «побеждает» силу трения, то автомобиль начинает скользить. И никакая система стабилизации не сможет удержать машину на дороге, если скорость слишком велика. Полезно и отрезвляюще для тех водителей, которые уповают на «всесильность» ESP/DSC и иже с ними.
Обычно все курсы проводятся на BMW 120d и 328i, но за доплату практически любую программу можно пройти на купе BMW M3. Стоимость, разумеется, вырастает. «Дрифт» обойдётся в 18 тысяч рублей, «Основной» – в 29, а «Скоростной» – в 36
Поговорили и о тактике движения. В частности, о правильной дистанции. Многие ли учитывают тот факт, что тормозной путь увеличивается не просто пропорционально скорости, а в квадратичной зависимости? Судя по тому, как наши водители любят «висеть» на заднем бампере на МКАДе или на шоссе, эта информация для них лишняя. А уж сколько среди таких «драйверов» любителей мощных BMW – не счесть! Шутки шутками, но когда мы вышли на площадку, то нас первым делом попросили определить, где остановится машина с 40 км/ч и с 80 км/ч. Плюс-минус угадали, но разница, продемонстрированная столь наглядным образом, заставляет задуматься. А если прибавить сюда время реакции и прикинуть расстояние, которое пройдёт автомобиль, пока нога нажмёт на тормоз?
Жаль, что после столь продолжительной и полезной теоретической части последовали вполне стандартные упражнения. Разгон-торможение да слалом – основы основ. Сначала едем гуськом за инструктором, дабы запомнить расположение конусов, затем – по очереди в своём темпе. В случае ошибок или помарок инструктор тут же отвешивает виртуальный «подзатыльник» по рации. Говорят, что если ученик совсем не понимает, что от него требуют, то кто-то из опытных наставников (а все они имеют разряды мастеров спорта и сертификаты для работы на уровне международных проектов BMW) сядет в машину и популярно всё объяснит. В нашей группе таких людей не было.
Зато на площадке была возможность испытать разные «трёшки» BMW – ездили мы на 320d, 328i и 335i. Но главное – это даже не двигатель. Все машины с красным кружком на лобовом стекле были оснащены активным рулевым управлением! Вот и сравним, ведь на презентации новой «трёшки» в декабре мне не очень понравился «цифровой» руль, а других вариантов там не было. Но то на реальных дорогах, а на тесной «змейке» изменяемое передаточное отношение механизма облегчает манёвры – крутить «баранку» приходится на значительно меньшие углы.
BMW 335i ожидаемо оказалась более жёсткой, она меньше кренится и звучит гораздо лучше своих четырёхцилиндровых «сестёр»
Хотя без ложки дёгтя не обошлось и здесь – даже в крутых поворотах на небольшой скорости чувствуется недостаток обратной связи. Так что придётся делать нелёгкий выбор – либо смириться с более «длинным», но «натуральным» рулём, либо выбирать активный. Дело личных предпочтений, хотя инструкторы и попытались заверить нас, что нужно лишь привыкнуть. Мнения на этот счёт разделились – половина группы проголосовала за адаптивный вариант. Я же предпочитал больше не связываться с BMW, где на стекле красовался кружок.
Было и ещё одно упражнение – переставка с одновременным торможением в коридоре из конусов. На фото водитель не справился с задачей и через долю секунды снесёт внутренний конус. Следом нас ждал бонус – «полицейский разворот» на 180 градусов. Инструкторы признают - дело бесполезное, но эффектное. Клиентам нравится
Ибо схожая картина была и на следующем упражнении, которое, к слову, вызвало проблемы у подавляющего большинства группы. Дрифт! Стационарных поливочных установок на полигоне в Сорочанах пока нет, поэтому некоторое время мы наблюдали, как «ЗиЛ» с цистерной щедро заливал асфальт водой. Задачи, на первый взгляд, казались простыми. Сначала необходимо было вызвать снос передней оси, превысив скорость на дуге. А затем спровоцировать занос. После успешного освоения типичных ошибок надо было проехать несколько кругов в непрерывном скольжении задних колёс. И что тут сложного?
Сажусь в дизельную BMW – именно на ней многие вытворяли неуправляемый вальс. Действительно, узкий рабочий диапазон двигателя в сочетании с «автоматом» заставляют попотеть. Главное, сразу перевести КПП на вторую передачу, набрать необходимую скорость, сорвать заднюю ось и поддерживать скольжение. Для этого приходится яростно топтать педаль газа и активно работать рулём, корректируя угол заноса. Но ничего архисложного в этом нет. Есть свои нюансы и у бензиновой 306-сильной 335i. Тягу тут дозировать легче, но «короткий» руль сразу после обычного провоцирует ошибки. Хотя в целом на 335i исполнять упражнение несколько проще.
Как и в любой медленной и тесной «фигурке», нужно было не закосить ни одного конуса, но и ехать достаточно быстро. Впрочем, независимо от результатов зачётного упражнения, каждого из нас осчастливили сертификатом международного уровня, который даёт возможность продолжать участие в глобальных программах BMW Driving Experience. Разумеется, дают их каждому выпускнику Центра
А под занавес нас ожидало… соревнование! Организаторы построили весьма хитрую трассу из конусов – быстрые участки внезапно сменялись медленными и узкими. Собьёшь вешку – лови 5 секунд, а зачётная попытка всего одна! Для чистоты эксперимента все ездили на BMW 328i, но можно было выбрать машину с активным рулём. Хронометраж электронный, во избежание человеческого фактора. Хорошо, что нам рассказали о призах уже после заездов – они прошли спокойно, без происшествий. А нам было за что побороться! За победу я получил не только моральное удовлетворение и пару аксессуаров BMW, но и сертификат на следующий этап BMW Driving Experience – «Скоростной». Именно он является самым сложным в программе контраварийной подготовки и становится последней ступенью перед спортивными курсами на кольцевых трассах. Звучит многообещающе. А как на деле? Скоро узнаем!
Автор: Вадим Гагарин
Фото компании BMW