Двигатель BMW M102
Двигатель BMW M102 (M30B32LAE) — рядный шестицилиндровый мотор с рабочим объемом цилиндров 3.2 литра (система питания L-Jetronic до апреля 1983) и с объемом 3.4 литра (система питания Motronic 1.0), данная модификация выпускалась с турбонаддувом с мая 1983 года. Формально двигатель M102/103 является модификацией двигателя серии M30 — наряду с новшествами есть и значимые нововведения.
В далеком 1983 году автопроизводители еще не ставили перед собой задач по созданию экологически безопасных автомобилей, поэтому и производимые в то время двигатели были далеки от современных норм экологичности и основной упор был сделан на мощность и комфорт эксплуатации и обслуживания.
Особенности двигателя BMW M102
Рассмотрим основные черты двигателя M102 ( в сравнении с M30):
Ход поршня и диаметр цилиндра имеют следующее значение: для версии с объемом 3.2 литра — 89 и 86 мм, для 3.4 литровой версии — 92 и 86 мм. Поршни двигателя M102 это аналог поршней моторов M30 североамериканской версии (основная особенность — низкая степень сжатия) этого агрегата. Шатуны, как поршневые пальцы, полностью идентичны тем, что установлены на M30.
Места установки датчиков детонации и температуры охлаждающей жидкости полностью готовы для монтажа датчиков, в то время как на M30 они обозначены но не просверлены.
Выпускной коллектор зафиксирован посредством нержавеющих шпилек диаметром 10 мм — аналогичное же крепление на M30 выполнено шпильками диаметров 8 мм.
Камера сгорания двигателя M102 имеет объем 65 куб. см, у M30 камера имеет меньший объем — 60 куб. см.
Двигатель M102 имеет выпускные клапана с натриевым наполнением (улучшает охлаждение).
Датчик положения дроссельной заслонки у M102 отличается от датчика M30.
Двигатель M102 оснащен турбиной K27 с воздушной системой охлаждения — за счет патрубка, прикрепленного к кузову турбина охлаждается встречным потоком воздуха. Во время стоянки функцию охлаждения выполняет электрический вентилятор.
Выпускной коллектор M102 не имеет аналогов — изготовлен из чугуна и состоит из двух частей, соединенных муфтой из нержавеющей стали.
Редукционный клапан оснащен дополнительной системой управления наддувом, принцип действия которой прост — давление в нижнюю камеру редукционного коллектора подается электромагнитным воздушным клапаном в соответствии с сигналом блока слежения за детонацией.
На двигатель объемом 3.2 литра (система питания L-jetronic) был установлен перепускной клапан, хотя позже, после запуска в производство двигателя объемом 3.4 литра (система питания Motronic) от перепускного клапана отказались.
О системе L-jetronic стоит сказать отдельно — для двигателей малого объема это уникальная система многоточечного прерывистого впрыска топлива, отличительной чертой которой является экономичность, снижение токсичности выхлопных газов и улучшение динамических характеристик автомобиля.
M102 оснащен форсунками Bosch под серийным номером 0280 150 200 (для M30 - 0280 150 201) . Данные форсунки для M102 и M30 не являются взаимозаменяемыми, так как те, что установлены на M30 имеют меньшую производительность.
Моторная проводка у M102 и M30 различна как и блок управления двигателем.
Датчик положения над уровнем моря — благодаря ему двигатель развивает заложенную заводскую скорость абсолютно при любой высоте над уровнем моря (казалось бы не очень важный параметр, ну или во всяком случае не определяющий, но все же).
Недостатки двигателя BMW M102
Трещина в коллекторе — причина возникновения трещин обусловливается воздействием высоких температур в области коллектора.
Механический редукционный клапан подвержен преждевременному открытию. Устранить проблему можно установив жесткую пружину на редукционный клапан, правда тогда можно столкнуться с еще одной проблемой — ухудшится работа клапана управления наддувом.
Механическая коробка передач (хотя BMW 745i выпускались преимущественно с автоматической коробкой передач) приходит в неисправность при раскручивании двигателя на нейтралке — выходит из строя гидротрансформатор.
Обильное загрязнение, открытых для воздействия внешней среды, частей двигателя (грязи, пыль, влага) также влияет на технические параметры двигателя.
В целом система Motrinic зарекомендовала себя с наилучшей стороны, но и она не безгрешна:
Сбои в цепи зажигания — причина: недостаточная посадка и фиксация высоковольтных проводов.
Частота вращения двигателя на холостом ходу не равна — данная проблема типична для Motronic: возможные причины — дроссельная заслонка не достаточно хорошо закреплена; изнашивание контактной дорожки потенциометра расходомера воздуха, что также приводит к запаздыванию зажигания и переобогащению смеси. Недооценивать функцию расходомера нельзя, так как основным параметром дозировки подаваемого топлива является объем всасываемого воздуха, а эту функцию как раз и выполняет расходомер.
Высокий уровень содержания CO в отработанных газах может быть вызван следующими причинами:
Двигатель не достаточно прогрет либо более 5 минут отработал на холостом ходу.
Повышен уровень масла в картере.
Нарушена герметичность впускных и выпускных клапанов.
Нарушение в работе устройств впрыска топлива.
Нарушена герметичность топливных форсунок.
Двигатель BMW M102 устанавливался на следующие модели
1980–1982 BMW 745i (кузов E23)
Коробка передач в различные периоды производства изменялась:
Модельный ряд BMW 745i сошедший с конвейера до мая 1983 года имел гидравлическую трехступенчатую автоматическую коробку передач.
Модели BMW 745i выпускавшиеся после мая 1983 года были оснащены четырехступенчатым автоматом (электронное управление)